This entry is part 10 of 11 in the series Марокко 2024

День 11
3 апреля
Ущелье Тодра, треккинг, перевал Col du Tirherhouzine 2645 м, озеро Tislit lake 2250 м

Итак, в ущелье Тодра у нас был план (у меня то есть) пойти в круговой треккинг на 10 километров над тесниной Тодра. Собственно, это единственная маркированная тропа в окрестностях, довольно популярная среди туристов, 10 километров с набором высоты 500 метров. Надеялась, что и Мирон сможет пройти ногами, но все-таки нет, в гору и с горы он либо не идет, либо же очень медленно. Поэтому 2/3 маршрута несли его в переноске. Пейзажи, как и следовало ожидать, пустынно-скальные, ни вкрапления зелени, кроме садов вдоль реки. Мне такие места очень нравятся, Андрей же вообще не понял, зачем мы туда пошли – пейзажи унылые на его взгляд, и на солнце без тенька жарко (хотя не так уж и жарко)

Теснина ущелья Тодра. Вид с тропы. Людей и машин еще мало, потому что утро, хоть и не раннее

Поднимаемся по тропе

Внизу видно дорогу на перевал Col du Tirherhouzine 2645 м, куда мы сегодня поедем

Ущелье реки Тодра

Выбрались на перевал

Виды с перевала

Ребята как маленькие точки на перевале 1880 метров. Я поднимаюсь на вершину Asstef 2061 метров

Вид на Тингир

Сухие русла рек в горах

А вот и вершина

На тропе живет старый пастух со стадом коз. Можно отдохнуть под навесом и выпить мятного чая (за монетку)

Машину мы оставили на парковке в начале маршрута (в конце теснины), и так как маршрут круговой, то пришли туда же, и последние 2 км шагали по асфальту прямо через этот ‘каменный мешок’. Правда, после того, как тропа после спуска привела нас в деревню, я потеряла Андрея с Мироном из виду в лабиринте улиц, и к машине мы шли уже раздельно. У Андрея не было ни мобильной связи, ни наличных денег, чтобы купить холодной жидкости после изнурительного треккинга (он нес 16-килограммового ребенка в рюкзаке все время), а я переживала, как же мы найдемся. Но встретились у машины, конечно же.

спускаемся вниз

Тропа и одна из многочисленных деревень в долине реки

дорога заходит в теснину

Ущелье Тодра

А дальше наш основной план путешествия провалился. Начали считать дни и поняли, что съездить в пустыню в Merzouga уже не успеваем. Но это был план-максимум, в основном мы все проехали и посмотрели то, что хотели. Ну а пустынь в свой жизни я уже вдоволь посмотрела, даже с дюнами. К тому же, сомневаюсь, что мы бы уговорили Мирона сесть  на верблюда и поехать в палаточный лагерь в пустыне (такова была идея).

Но у нас был план Б – ехать не спеша в Фес через Средний Атлас (наконец-то уезжаем из Высокого Атласа) Но вот только я ничего не знала про дорогу, которая ведет на очередной перевал Высокого Атласа прямо из ущелья Тодра. Проезжаемая ли она на легковой машине, нет ли там каких-то страшных обрывов и камнепадов. Но имеено туда нам и надо ехать по направлению к Фесу. На всякий случай спустились вниз в город Tinghir, залили полный бак и поехали в неизвестность.

Великолепная дорога ведет на перевал Col du Tirherhouzine высотой 2645 метров, и это был самый высокий из трех перевалов через Высокий Атлас, который мы проехали. Никаких опасных мест в этом районе нет. Плавные, округлые горы, извилистая дорога. А вот деревушки по пути довольно специфичны. Видно, что здесь ездит мало туристов, достопримечательностей никаких нет, народ живет очень бедно. Например, мальчишки играют в футбол прямо на дороге банкой от краски. Или дети  перегораживают дорогу, чтобы попросить деньги известным жестом. Но в целом же, абсолютно все машут рукой, как бы приветствую проезжающие машины. Все это непохоже на остальные места в Марокко, которые мы проезжали. Выходить из машины и пофоткать не очень хотелось.

деревня у дороги на перевал

Дорога на перевал

Деревня

Вид с перевала Tirherhouzine 2645 м

Последний виток дороги

Целью на сегодня у нас было озеро Tislit, на берегу которого мы собирались встать с палаткой. Озеро расположено на высоте 2250 метров и я переживала, что ночью может быть холодно, но как оказалось, температура вполне комфортная, особенно когда стих предзакатный ветер. А с костром было вдвойне приятно сидеть на улице и пить мятный чай уже и в темноте. Правда, дров маловато, но все же нашлись сухие тополиные ветки.
А какой в этот вечер был невероятный закат. Пожалуй, лучший за несколько лет, который мне посчастливилось наблюдать.

Невероятное освещение по дороге. Тополя в деревне

Доехали до озера. Повезло с погодой

озеро Tislit, 2250 метров

На этом берегу мы встали лагерем (левее розового здания)

Невероятный закат сегодня. Озеро Tislit

Кроме нас, там была еще одна машина с ребятами

Наш лагерь в “соснах”

Продолжение следует…

Series Navigation<< Марокко 2024. День 9,10 – Ущелье реки Дадес. Каньоны и треккингиМарокко 2024. День 12. Источники Sources de Oum-er-Rbia и обезьяны в кедровом лесу >>