- Западная Боливия. Часть 1
- Западная Боливия, часть 2
Coipasa-Uyuni
16-20 декабря 2018
Трек смотрите в конце поста
Предыдущую часть в Чили читайте здесь
От городка Sabaya нам предстоял бросок через две соляные пустыни в город Uyuni. Это единственный короткий путь для нас в Uyuni, основная же дорога проходит через город Oruro, а это огромный крюк в 400 км. Других же вариантов в этом районе нет.
В Sabaya мы обнаружили очередную поломку багажника Андрея – исчез болт из одной стойки, запасных у нас уже не оставалось, был только болт нужного диаметра, но слишком длинный, найденный в заброшенном доме в Чили. Надо же, пригодился. Сначала мы его отпилили в какой-то мастерской, а потом в fereteria купили запасные длинные болты нужного диаметра.
Выехали только в обед, и сначала по пустынной открытой местности доехали до деревни Coipasa. Было очень жарко, мы решили переждать в тени на пустой площади, пока на спадет основная жара, ведь после деревни начинается соляная дорога. В деревне у жителей колодезная вода, холодная, хорошая. И есть пару магазинчиков, но они были закрыты (мы не удивились, это же Боливия). Из людей встретили 3 детей и одну бабку, которая нам и открыла свой магазинчик. В Sabaya нам не удалось купить хлеба (в Боливии даже с этим простым продуктом проблемы), поэтому вместо хлеба мы купили у бабки крекеров, ну и пару яиц в придачу.
Где-то в 17-00 выехали из деревни – началась пустыня – solar – как ее здесь называют. Первый раз я оказалась на высохшем соляном озере, поэтому было очень интересно, как это.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171216_10-06-10-P1040024.jpg)
Пустыня Coipasa довольно маленькая, по сравнению с Uyuni – в длину около 50-ти км, и здесь виден ориентир, куда надо двигаться – горы впереди, которые очень медленно приближаются. Также в Coipasa немного мокрая поверхность, и часто попадаются лужи, так что через несколько десятков километров некоторые части велосипеда покрываются брызгами соли. Но здесь нет машин, хотя есть несколько параллельных “дорог”, и даже есть условные указатели на какие-то деревни – воткнутые в соль палки. Вечером ехать – настоящий кайф. Закатное солнце не жжет и слепит глаза, а мы с велосипедами отбрасываем длиннющие тени на бесконечную белую поверхность.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171216_16-58-43-P1040025.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171216_17-00-23-P1040029.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171216_17-24-43-P1040030.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171216_17-31-11-P1040033.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20180131_19-17-19-IMG-20171222-WA0011.jpg)
Заночевали прямо на соли, повезло, что не было ветра, ибо спрятаться от ветра здесь совершенно негде. Часов в 9 задул сильный ветер, но через пол часа он затих. К утру дно палатки все пропиталось солью – как будто пол опустили в густой соляной раствор.
Утром за несколько часов докатили оставшуюся часть пустыни – до подножия гор. Здесь дорога поворачивает на 90 градусов и превращается в гладкую грунтовку. Ветер нам сопутствовал, и 20 км до села (в стороне) Villa Victoria докатили без усилий. А вотчерез 5 км после села дорога испортилась и превратилась в песок, причем иногда он был очень глубокий и не проезжаемый. Мы спустили колеса, ехать стало легче. Не зря я в мае тренировалась на песчаных косах Краснодарского края – по песку научилась ездить. Вообщем, дорога на 99% проезжаема в седле со скоростью 9-11 км/ч, хотя некоторые велосипедисты говорили, что им пришлось пикать 25 км до села Llica.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171217_09-31-18-P1040068.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171217_09-52-26-P1040069.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171217_13-23-40-P1040072.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171217_13-25-56-P1040073.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171217_13-34-24-P1040075.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171217_13-44-20-P1040078.jpg)
Желательно конечно колеса потолще. У нас стоят покрышки 2,1 , но я бы рекомендовала 2,25 – в самый раз.
В поселке Chaiacollo можно пополнить запас воды – впервые с места ночевки, или с поселка Coipasa. Здесь у них тоже колодцы с прекрасной холодной водой. Отсюда 9 км до Llica.
Llica – это крупный поселок на северном краю пустыни Uyuni. Нам он показался просто раем – здесь есть все! Есть главная улица, по которой гуляют местные жители, есть еда, овощи, polleria (курячечная). Есть салон-магазин телефонов, где единственный на весь поселок wi-fi – мы заплатили 9 боливианов (1,5$ за 220 мб данных, вышли на связь впервые за несколько недель). Правда карточки оператора Entel нет нигде.
В поселке несколько гостиниц, примерно по 30 боливианов, и нам предложили пустую комнату по 10 сноса. Но мы решили заночевать дикарем, отъехали 2 км от поселка в обратную сторону и встали возле дороги в кустах вереска. Перед выездом из города поужинали в курячечной отличной курицей-гриль с жареной картошкой и кока-колой. Обычная цена 15 боливианов (2,1 $). Сытная, вкусная, здоровая еда ))
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171218_07-43-28-P1040081.jpg)
От Llica дорога 12 км идет по краю пустыни, по грунтовке, а потом выезжает на бескрайние бесконечные просторы солара. Через пустыню проходят множество параллельных дорог. Машин совсем не много – 1-2 в час и где-то далеко. Ходят и рейсовые автобусы из Llica в Uyuni. Но в этот день удача от на отвернулась и мы ехали против ветра. К обеду ветер еще больше усилисься, и мы уже еле крутили 10 км/час. А это так печально застрять посреди пустыни, где не видно ни начала ее, ни конца. Морально очень тяжело ехать против ветра в любых пустынных местностях, потому что продвижение велосипедиста не ощущается глазом, как будто крутишь дома на вело-тренажере с неменяющейся обстановкой. Ветер изматывает, оглушает, от этого шума нигде не укрыться.
Мы с горем пополам докрутили до острова Isla de Pescado – рыбий остров, и хоть немного укрывшись от ветра, поставили палатку. Не скажу, что ветра совсем не было – он задувал со всех сторон, обтекая защитные скалы, но это все-таки намного лучше, чем ночевать на соли посреди пустыни.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_05-09-08-P1040090.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_05-09-27-P1040092.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_05-10-38-P1040094.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_07-21-01-P1040102.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_07-27-59-P1040106.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_09-04-51-P1040109.jpg)
На следующий день ветер утих, и мы быстро доехали до знаменитого острова Isla Incahuasi (остров кактусов), в 20-ти км от нашего острова. Знаменит он тем, что он самый ближний остров на маршруте джип-туров, и все туристы его посещают, посему на острове имеется какая-то инфраструктура – ресторан, киоск, туалет, эко-тропа на вершину острова. Здесь можно пополнить запас воды – хорошая из скважины, и купить печенья. У нас даже получилось купить хлеб. Островом кактусов его называют, потому что на нем растет много высоких кактусов. Тут все просто. Впрочем, на рыбьем острове тоже растут такие же кактусы.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_12-02-06-P1040135.jpg)
От Острова Кактусов нам остался последний рывок 80 км до трассы, и мы его докатили со скоростью 20-28 км/час. После острова соляная дорога стала не такой гладкой, как раньше, появилось много выбоин с водой, и какая-то она вся стала неровная и трясучая. Немудрено, столько джипов по ней ездит. Но велосипедистам они совершенно не мешают – параллельных дорог много. Первый поселок на трассе – Colchane – здесь обычно продают всякие сувениры, но при нас все лавки были пустые. Но можно подкупить продуктов в магазинчике. До Уюни 26 км, мы решили не гнать в ночь, а остановились в зарослях вереска в 19 км от города, возле трассы. Вечером вокруг нас ходили грозовые тучи, которые в итоге вылились дождем. Начался сезон дождей, и даже над пустыней Uyuni видно было дождевые столбы. Как хорошо, что мы успели выехать оттуда, по мокрой соли на велосипеде ехать нельзя.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_17-44-12-P1040158.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_17-44-22-P1040159.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_14-24-27-P1040154.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20171219_15-12-21-P1040156.jpg)
И, наконец – Uyuni – поворотная точка на нашем пути. Uyuni – крупный город на юго-западе Боливии, и для нас он оказался самым крупным на пути. Здесь даже есть офис Entel, и можно купить чип, но нам уже не надо. Сам город довольно уродлив, как и все города в Боливии, я там даже не сделал ни одной фотографии. Но Уюни -очень популярное туристическое направления, отсюда отправляются 1-2-3-4 дневные джип туры в Соляную пустыню Уюни, а также на юг, в пустынный край цветных озер и фламинго, по песочным дорогам до границы с Чили. 3-х дневный тур стоит 700 боливианов (100$) и включает в себя проживание, питание, ну и сам тур.
Здесь нам нужно было решать направления нашего дальшейшего пути. Классический вело-маршрут – от Уюни на юго-запад, по маршруту джип-туров к пустынным высокогорным озерам, и в Чили, в город San Pedro de Atacama примерно 300 км и занимает 8-10 дней. Почему так много? Я так поняла, там очень плохая дорога, песок, гребенка, и в день можно делать 30-40 км. Плюс очень большая автономка, деревень по пути нет, только отдельные хутора, в которых можно купить базовые продукты, и не каждый день. Такая же ситуация и с водой. Плюс много джипов ездят по этой дороге. Хотя, все неудобства окупаются красотой и удаленностью маршрута.
Как бы то ни было, мы решили туда не ехать. За 2 недели мы уже насморелись и пустыни, и озера, и фламинго, и по песочным дорогам проехались, и решили, что с нам хватит. Хотя сейчас, задним умом, я понимаю, что надо было бы нам ехать этой дорогой, для нашего уровня подготовки это не было бы сложно. В нашем же случае возникли проблемы с логистикой в дальнейшем.
Итак, второй вариант движения после Уюни – это Северная Аргентина. От Уюни до границы можно доехать или своим ходом 5 дней, или сесть на поезд. А так как поезда в Латинской Америке – это редкость и экзотика, то мы решили испробовать этот вид передвижения. Стоит он недорого (8$), идет дольше, чем автобус, но зато виды из окна просто потрясающие. Поезд этот ходит 4 раза в неделю, и мы как раз приехали в тот день, когда ночью поезд отправляется на границу. Отправление в 2-45 ночи. Думали, снять гостиницу, но потыкались, поспрашивали – дорого здесь, тем более нам на пол-дня.
В Боливии ну прямо все как у нас – билетная касса не работала, потому что зависла система. Народ сидел ждал-ждал несколько часов, пока нам не сказали, что перед отправлением все заработает. Также не работал и сайт железной дороги, то есть онлайн тоже нельзя было купить билет. Но мы нашли бесплатный хороший wi-fi от гостиницы на втором этаже вокзала, воткнули гаджеты в розетки и отлично скоротали 8 часов ожидания поезда.
Поезд пришел без опозданий. В вагоне – широкие сидячие кресла с откидывающейся спинкой, большие багажные полки. Велосипеды мы сдали в багажный вагон за 44 боливиана за два (38 кг). Номера вагонов 4-ех значные, и идут не по порядку. Поэтому, пришлось побегать в поисках своего вагона и даже задействовать проводников.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20180131_19-17-03-IMG-20171222-WA0014.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20180131_19-17-06-IMG-20171222-WA0022.jpg)
По распианиют поезд прибывает в конечную точку Villazon в 12 дня, но наш поезд опоздал на 6 часов! Железная дорога совершенно не совпадает с автомобильным шоссе и проходит вдоль рек по дну каньонов. Совершенно потрясающие места. В некоторых местах из-за прошедшего ночью дождя на рельсы насыпались камни, и поезд часто останавиливался, видимо, убирали препятствия с дороги. Но в одном месте мы застряли надолго – на пути сошел небольшой оползень, точнее даже два – рядом друг с другом. Хорошо, что это произошло рядом со станцией, где была хоть какая-то цивилизация – по крайней мере кран с водой присутствовал. Да и купить печеньки и газировку можно было. Никакой другой дороги, кроме железного пути здесь нет, выбраться без поезда невозможно – дорога окружена высокими вертикальными стенами каньона. Часа за 2 пути расчистили, мы за это время успели сварить себе на горелке поесть, и поглазеть на завал.
Наконец, мы прибыли в Villazon, весь путь занял 15 часов (на автобусе – 6 часов). Но я все равно советовала бы ехать поездом – виды вокруг этого стоят.
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20180131_19-22-24-IMG-20171222-WA0019.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20180131_19-17-17-IMG-20171222-WA0012.jpg)
![](http://www.drugalya.ru/wp-content/uploads/20180131_19-17-13-IMG-20171222-WA0025.jpg)
В Villazon еле нашли подходящую нам гостиницу. Сначала мы исследовали самые дешевые (для местных) – по виду как советские общаги, честно говоря, и бесплатно в такой жить противно. В итоге нашли за 120 боливианов (19$) – дороговато для Боливии, но ничего среднего не было. В городе “сочельник”, на улице рождественский базар, где продают всякие хлопушки и другие атрибуты. Через несколько дней Рождество, но мы совсем не чувствуем приближение праздника, с Новым годом и рождеством у меня связаны совершенно другие ассоциации. Завтра – в Аргентину, начинается следующий этап нашего путешествия.
Продолжение следует.
невероятно круто!! Про поезд я бы написала даже отдельный пост!! Ты не фоткала внутри? вы ехали спальным вагоном ?У нас был вагон как в электричке – только лавки-сидения)