This entry is part 1 of 11 in the series Марокко 2024

Марокко 24 марта – 6 апреля 2024

Пока еще свежи впечатления, напишу небольшой фото-отчет про Марокко, может быть кому-то пригодиться при планировании поездки. Все точки с интересными местами, и с ночевками я нанесла на карту.

Автопутешестие – все еще необычный для нас формат (раньше мы ездили только на велосипедах или ходили пешком). Первый раз в таком составе и на автомобили мы ездили по Турции в ноябре 2023 года. Тогда было ощущение постоянной гонки, хотелось объять необъятное, при этом никуда не ехать и зависать на лазурных пляжах. Но на этот раз мы сразу влились в темп, не было ощущения спешки и опаздания куда-то, хотя мест для посещения я подготовила достаточно, и вот удивительно, мы везде успели, кроме пустыни с верблюдами.

 

Получилось проехать кольцо 2600 км на арендованной машине из Касабланки в Касабланку, ровно 14 дней, 14 ночей.

Вопреки моим ожиданиям, Марокко оказалась просто невероятно кайфовой и интересной страной, ведь не даром же о Марокко всегда все хорошо отзываются и всем эта страна нравится. По крайней мере тех, кого я спрашивала лично и чьи отчеты читала. И вроде бы нет здесь каких-то особенных природных красот, как в той же Турции (или десятки других стран-регионов), но все так удачно сочетается – и горы, и пустыня, и берберские деревни в красных долинах, и океан прекрасный, и города с мединами, и культура ближнего востока, и безопасность, повсеместная туристическая инфраструктура – все это делает Марокко практически идеальной страной для путешествия.
Мы ездили с трехлетним ребенком – и даже ему вроде бы понравилось и не было скучно, ну разве что только в машине, но переезды мы старались минимизировать и иногда долгую дорогу скрашивать мультиками.

Формат путешествия у нас прост: каждая ночь в новом месте, иногда ночуем в палатке, чтобы создать немного походной атмосферы, пожечь костер, плюс бонусом получается экономия на отелях. Но большая часть ночей прошла в отелях.
Обязательно ходим в небольшие треккинги, насколько это возможно с ребенком, отдаем предпочтение природным достопримечательностям и красотам больше, чем городам и рынкам.

Аренда машины: брали здесь https://getrentacar.com/en-US/car-rental
самая простая дешева машина Citroen C3 обошлась 334 евро на 14 дней. Плюс детское кресло 20 евро + второй водитель 20 евро. Депозит наличными 1200 евро, который вернули сразу при сдаче машины.
Расход дизеля получился 5л/100 км

Дороги:
К счастью, или к сожалению, все 2 недели нашего путешествия попали на Рамадан, поэтому описание мое может быть не совсем объективно.
Большого трафика в городах мы не застали. Даже по Касабланке спокойно ехали днем, хотя это огромный город, второй в Африке после Каира. Едут все не особо соблюдая правила, но при этом медленно, не сигналят, при такой скорости всегда остается время для маневра. Заметила, что ночью либо днем на пустой дороге водители проезжают на красный свет, немного неожиданно.
Мы ездили только по асфальтовым дорогам и все они довольно хорошего качества. Платные дороги есть между крупными городами, разрешенная скорость там 120 км/ч, на обычных – 80, но надо следить за знаками, они непредсказуемо меняются.
Довольно много полиции на дорогах, все машины притормаживают при приближении к полицейскому посту, некоторых они останавливают, но в основном просто проезжаешь мимо.
Нас остановили 1 раз, проверили документы (смотрят права и документ на машину)

 

Еда: про еду много не скажу, так как мы попали в Рамадан и весь день придорожные кафе закрыты. Ели в кафе вечером в туристических локациях, днем перекусывали едой из супермаркета. Выбор в супермаркете очень разнообразный, после Грузии, где мы живем, глаза разбегаются. Много молочных продуктов, круп, овощей, сладостей.
Часто готовили сами на горелке, в том числе и в отелях – сварить кашу ребенку (в кафе он ничего не ест из меню), сделать чаек, сварить кофе. Так мы всегда делаем, чтобы не быть привязанными к ресторанам.
На счет газовых картриджей: в Марокко не найти привычных резьбовых или цанговых баллонов даже в Декатлоне, на рынках тоже не нашла. Не завозят. Я этот момент не учла, поэтому первые 2 дня мы много времени убили в поисках баллонов в разных местах.
Но зато в Марокко есть другой тип горелок – под прокол, и картриджи к ним продаются даже в мини-магазинах в деревнях. Поэтому мы купили и горелку и картриджи, и проблема с готовкой еды решилась.

 

В кафе популярны местные блюда, приготовленные в танжине – глиняном горшочеке с крышкой. На мой вкус – однообразно и не очень вкусно. Просто тушеные в этом горшочке картошка-морковка с каким-то мясом или рыбой. Или берберский омлет-шакшука (овощное рагу с яйцом) или кускус с мясом. Завтраки в отелях хорошие, нам хватало до обеда. Понятно, что много мучного, булок – но и жира много – всякие ореховые намазки, 2 вида растительного масла, яйца, сыр, оливки. Вполне вкусно и сытно.

Ночевки: ночевали в основном в отелях, которые бронировали фактически по прибытию. Цены на жилье очень доступные, 20 – 40 евро, всегда с завтраком, почти все попадались хорошие, но пару раз конечно не повезло, и хотелось написать плохой отзыв на букинге. Естественно, потолка у цен на аренду нет.
5 ночей ночевали в палатке, из которых 1 раз в очень классном кэмпинге в ущелье Dades, пожалуй, было самое приятное место ночевки.

Погода: на океане нас поливал дождь, на перевале Tizi n’Test было 3 градуса, в Фесе было 34 жары, но в целом температура была очень комфортная.

Затраты на путешествие:
Перелет Тбилиси-Касабланка-Тбилиси: 465 $ c 1 багажом на троих
Аренда машины: 398 € (14 дней)
Отели: 302 $ 9 ночей + кэмпинг
Бензин: 182 $ (1,38 долл/литр)
Платные дороги: 11 $
Кафе: 142$
Продукты: 158$
Экскурсии, входные билеты: 88$ на двоих
Мобильная связь: 11 $ (100 dh) в аэропорту.
Покупки/сувениры – x

 


День 0 – Добирание до Касабланки

Летели мы из Тбилиси с пересадкой в Стамбуле, 2 часа до Стамбула и 5 часов до Касабланки. 

На регистрации в Тбилиси нас не хотели регистрировать прямо до Касабланки, а только до Стамбула, утверждая, что россиянам нужна виза и показывая на телефоне какой-то сайт с информацией. Пришлось самим найти правила перевозок пассажиров авиакомпании Pegasus, где указан безвизовый список стран для  граждан и показать сотрудникам на стойке регистрации.  На все это выяснение уходит время и немного нервов. 

 

Разница по времени Тбилиси с Касабланкой 4 часа, хотя когда я брала билеты, было 3,  и как раз на днях (21 мариа) у них перевели стрелки часов на летнее время. Прилетели мы в 23-18, из аэропорта уже не ходит общественный транспорт, такси дорого (40 долларов), а прокатную машину я почему-то заказала на 7 утра, планируя поспать в аэропорту на ковриках. Но зона прилета ну никак не предназначена для ночевок на полу, тем более теперь-то мы еще с ребенком путешествует. 

Но к счастью наш водитель согласился привезти нам машину в аэропорт к часу ночи вместо 7-ми утра, мы успели забронировать гостиницу в последние минуты 23-го марта, и «помчали» в город. 

Машину мы арендовали с механической коробкой передач, и 40 км до города по пустой ночной дороге как раз была возможность потренироваться (водим автомат, я даже брала 2 урока вождения на механике в Тбилиси) 

Что удивило, на на светофорах водители едут на красный свет, если это не мешает движению, и даже если мешает – тоже. Очень неожиданно получается: едешь на свой зеленый, а с другой дороги тебе в бок едет машина на свой красный. Надо привыкнуть. Но как оказалось днем, все водят достаточно аккуратно как раз потому, что ожидают подвоха с любой стороны. 

Заселились в отель  в 3 ночи (хорошо, что портье не спал) и завалились спать. Ведь в самолете заснуть получилось только у Мирона. 

Утром полагался завтрак, причем очень даже хороший шведский стол, учитывая невысокую стоимость отеля.  И это был единственный шведский стол за всю поездку. 

Решила, что буду фотографировать завтраки и вообще всякий общепит.

 

Вид с террасы на пустой город. А в Касабланке население 3,5 млн человек, а из окна пустые улицы, никто не запаркован, выглядит странно по сравнению с Тбилиси. Но есть этому причина. Рамадан

 

Series NavigationМарокко 2024. День 1, 2. Casablanca – Oualidia – Essaouira >>

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *