This entry is part 2 of 5 in the series Вело-Кавказ 2019

Все еще день 3

С Большого Бермамыта нам нужно было немного вернуться назад и спуститься по дороге в долину реки Бермамыт, которая приводит в село Хасаут. У меня же трек был нарисован по-другому, и скорее всего, когда я его рисовала, то не делала различия между дорогами и пешеходными тропами. Наш трек повел нас с восточной стороны Малого Бермамыта, и это пока была дорога “по столбам”, а потом тропа на карте сворачивала со столбовой дороги и падала в долину ручья Каинттюбе. На самом же деле там не то, что дороги, там не было даже тропы. Но так как нам нужно было попасть в с. Хасаут, и обратно подниматься к Малому Бермамыту не было никакого желания, то решили “срезать” через поле травы. Внизу виднелась кошара, а значит, от нее уж точно должна быть или тропа или дорога. Так и оказалось, 4 км по условной дороге с десятками бродов и мы в селе Хасаут.

 

1. Гора Малый Бермамыт. Слева – дорога, по которой мы решили проехать

 

 

2. Дорога слева от Малого Бермамыта

 

3. Локальный перевал и опять вид на Эльбрус

 

4. Спуск с перевальчика с крупными камнями и довольно крутой

 

5. Если ехать по столбам, то можно выехать на трассу Кисловодск- Джилы-су намного дальше и избежать лишнего высокого перевала. Мы свернули со столбовой дороги в районе ответвления от нее коричневой грунтовки и оказались без тропы

 

6. Спуск довольно крутой, что хорошо видно даже на фото

 

7. Перед тем как уходить в “Высокотравье”, сфоткали зумом низину и убедились, что там есть кошара, а значит и дорога должна подходить

 

 

8. По разнотравью можно ехать. Но я все шла пешком

 

 

9. Начало дороги от кошары до Хасаута.

 

10. На 4 километра штук 6 бродов. Андрей проезжает все в седле.

 

11. Ехать или идти? Этот брод я проехала в седле. Главное – решиться, вроде ничего страшного

 

12. Дорога еле читается. Это смесь камней, песка и бродов

 

13. Хасаут

 

14. На карачаевком языке название звучит как Схауат. Сейчас это почти необитаемое село, но видно несколько ухоженных дворов. Судя по данным википедии, после 2002 года население в селе растет.

После села 15 км по прекрасной долине реки Хасаут, со сбросом высоты 400 метров. Жаль сбрасывать с таким трудом набранную высоту, но и ехать плавно вниз по очень приятной и живописной долине – огромное удовольствие.
И вот только здесь, на 70-ом километре нашего путешествия мы присоединились к трассе “Кисловодск – Джилы-су””. Дальше нам предстояло проехать всего 60 км асфальта до источников. Вроде немного, но какие это оказались километры!

15. Красивая дорога в долине реки Хасаут

 

16. Очень похоже на Альпийские пейзажи

 

17.

 

Дорога Кисловодск – Джилы-су окончательно построена и заасфальтирована в 2014 году, то есть ей всего 5 лет. Раньше грунтовые дороги из Кисловодска в Джилысу были, но весь путь был длиннее, и не каждый внедорожник мог проехать по тем дорогам. На этом сайте можно посмотреть информацию об участках дороги, по которым ездили раньше. http://proelbrus.com/tracks/01/4roads.html По большому счету эта дорога ведет в никуда, ведь в конечной точке нет ни поселка, ни города, есть просто несколько источников нарзанов и теплая ванна. Также в Джилы-су нет основательных построек, а есть только несколько десятков вагончиков для отдыхающих, подобие магазинчика с минимальным набором продуктов и кафе с борщом, пловом и хычинами. Народное Название “Горячие источники” совсем не правильное, никаких горячих вод в Джилы-су нет, температура воды в единственной нарзанной ванне чуть больше 20-ти градусов, а само название переводится с карачаевского как “теплая вода”.

Так вот, дорога, начиная от Долины Нарзанов, где мы в нее вклинились, проходит через 3 перевала, подъем на каждый из которых по большей части очень крутой. Средний уклон – 10-12%. Такой уклон можно проехать, если он короткий, несколько сотен метров, или километров. Но когда 5-8 км с таким уклоном – быстрее и энергоэффективнее идти пешком. Конечно, очень странно смотрится велосипедист, толкающий велик в асфальтовый подъем, но именно так у нас и получалось. У меня есть единственное объяснение такому уклону – сэкономили на строительстве, либо в процессе своровали денег, укоротив дорогу на десяток километров. Так что дорога Кисловодск-Джилы-су совсем не подходит для велотуризма. Лучше по возможности ее избегать.
От долины Нарзанов, которая находится на высоте 1300 метров до места ночевки на перевале 2300 метров – мы проехали 16 км, все время в гору, и почти все время пешком, за исключением участка на хребтовой части, где уклон становится более пологим. Недалеко от перевала, уже в закатных лучах нам открылся великолепный вид на Эльбрус. Это единственный кадр, который я сделала за все 16 км подъема.

18. Встретили закат на дороге с видом на Эльбрус

 

19.

 

20.

 

21.

На перевале влево уходит грунтовая дорога, которая заканчивается через 300 метров просто в поле. Предварительно набрав воды в водостоке у дороги, мы отъехали 50 метров и поставили палатку с видом на Эльбрус. Раз уж вчера мы не доехали до видовых площадок Бермамыта и не встретили там рассвет, как полагается, то на этой стоянке все должно получится.

Продолжение следует… 

Series Navigation<< Вело-Кавказ. Часть 1. Кисловодск – БермамытВело-Кавказ. Часть 3. Град, Джилы-су. >>