День 4
А рассвет отказывается здесь, очень рано. В 4-33. Никто, кроме меня не согласился так рано вставать, и я все-таки на 5 минут опоздала, когда Эльбрус был в уже в желтых красках. Хотя может в этот день он такой и должен был быть.
С перевала (2379 м) спуск 500 метров по вертикали к речке Харбас, по пути смотровая, которая на карте называется “смотровая на Аватары”, из названия можно догадаться, что скорее всего – это какие-нибудь каменные столбы. Примерно так и оказалось. Над глубоким ущельем реки торчит несколько скальных столбов, поросших деревьями. Смотрится необычно, но с освещением нам не очень повезло, фотографии не передают объема.
Чуть выше реки Харбас – небольшое кафе и место для пикника. И опять бесконечный подъем – 800 метров набора на 18 км расстояния. До выхода дороги на хребет – очень круто. Иду, возмущаюсь вслух, как же можно было так строить дороги, ни один велосипедист же не проедет. Тем не менее, основную часть подъема все же можно ехать. От очередного (2588 м) перевала направо уходит грунтовая дорога, которая поднимается еще выше, проходит под горой Сирх и спускается на базу МЧС на поляне Эммануэля.
На перевале погода портится, тучи сгущаются, все вокруг серое-мрачное, но мы надеемся проскочить, осталось ведь совсем немного. Саша умчался вперед, мы немного задержались на перевале, и только начали спускаться, началось такое… Никогда я не попадала в такую непогоду на велосипеде. Пошел град. Сначала это было весело, и пару сотен метров мы проехали на велосипеде, но потом стало больно и уже не весело. Единственное, что мы успели сделать в этой ситуации – это сесть у отбойника, укрыться велочехлом и ждать. А град усилился, больно бил по спине, по голове (шлема же не было на голове!), как будто молоточки колотят по телу. Дорога за несколько минут покрылась толстым слоем града, на противоположной стороне дорожного полотна потекли ручьи, а мы сидим как мешок с мусором на обочине, и никуда не можем деться. Минут через 20 град закончился, но ехать вниз было невозможно, дорога в снегу, скользко, и очень холодно. Так что какую-то часть мы прошли пешком вниз. Вся дорога засыпана камнями, небольшие обвалы. Едешь на велике, и со склоны на глазах осыпаются, страшно. Хорошо, что мы переждали бурю и не ехали. Тут очень просто оказаться сбитым валуном.
Саша ждал нас внизу, у реки Малка, основную бурю он переждал под велосипедом, но все же ехал под дождем и градом, замерз и промок до нитки. Под мостом притаились невидимые вагончики с отдыхающими, где мы попили горячего чая с лакумами (жареное тесто), переоделись и вообще, немного пришли в себя.
После моста через Малку остался еще один подъем около 300 метров по высоте, по очень крутому уклону. Дорога вся усыпала слоем камней разной величины, только что осыпавшихся со склона. Непростая дорога. Мало того, что ее стоило больших трудов построить, но и после каждого большого дождя бригада дорожных рабочих должна приезжать сюда из Кисловодска и расчищать дорогу.
И вот мы приехали. Конец дороги. На шлагбауме импровизированный пропускной пункт, где берут по 100 руб
чел в качестве экологического сбора. Вагончики, машины с палатками, не очень уж много для такой территории. Многочисленные будочки-туалеты, еще дальше на 500 метров, и здесь дорога окончательно заканчивается у группы домиков.
Мы поставили палатку в долинке “Зубы дракона”, классное место, много свободных мест. И пошли мокрые гулять по ближайшим окрестностям. С высоты нашей стоянки видно, как люди ходят туда-сюда по дороге, как на курорте, идут к нарзанам пить порцию целительной воды. Да это и есть курорт, неофициальный, люди приезжают сюда уже много десятилетий, пьют воду, купаются в нарзанной ванне, возможно, выздоравливают, возможно и нет. Но в любом случае, такое длительное 10-ти дневное пребывание на природе любому пойдет на пользу. Может вода и не помогает, зато точно помогают прогулки по горным тропам, променады к нарзанам, свежий горный воздух. И люди возвращаются с Джилы-су отдохнувшими и почти здоровыми. Благодатное здесь место, красивое, мощное. Мне было бы здесь не скучно и 10 дней провести. Есть где погулять, что посмотреть.
https://cyberleninka.ru/article/v/selevye-potoki-po-rr-kara-kaya-su-i-birdzhaly-su-v-kabardino-balkarii-sravnitelnyy-analiz-proshloy-i-noveyshey-istorii – статья в газете о селевом потоке в Джилы-су
Продолжение следует. Полудневка в Джилы-су, дождь, дорога в Тырныауз