Вело-Кавказ. Часть 3. Град, Джилы-су.

This entry is part 2 of 5 in the series вело-Кавказ 2019
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

День 4

А рассвет отказывается здесь, очень рано. В 4-33. Никто, кроме меня не согласился так рано вставать, и я все-таки на 5 минут опоздала, когда Эльбрус был в уже в желтых красках. Хотя может в этот день он такой и должен был быть.

1

 

С перевала (2379 м) спуск 500 метров по вертикали к речке Харбас, по пути смотровая, которая на карте называется “смотровая на Аватары”, из названия можно догадаться, что скорее всего – это какие-нибудь каменные столбы. Примерно так и оказалось. Над глубоким ущельем реки торчит несколько скальных столбов, поросших деревьями. Смотрится необычно, но с освещением нам не очень повезло, фотографии не передают объема.
Чуть выше реки Харбас – небольшое кафе и место для пикника. И опять бесконечный подъем – 800 метров набора на 18 км расстояния. До выхода дороги на хребет – очень круто. Иду, возмущаюсь вслух, как же можно было так строить дороги, ни один велосипедист же не проедет.  Тем не менее, основную часть подъема все же можно ехать. От очередного (2588 м) перевала направо уходит грунтовая дорога, которая поднимается еще выше, проходит под горой Сирх и спускается на базу МЧС на поляне Эммануэля.

2. Дорога вниз

 

3. Ущелье реки Харбас, смотровая

 

4. Спуск к насыпи через реку Харбас и начало 18-ти километрового подъема вверх

На перевале погода портится, тучи сгущаются, все вокруг серое-мрачное, но мы надеемся проскочить, осталось ведь совсем немного.  Саша умчался вперед, мы немного задержались на перевале, и только начали спускаться, началось такое…  Никогда я не попадала в такую непогоду на велосипеде. Пошел град. Сначала это было весело, и пару сотен метров мы проехали на велосипеде, но потом стало больно и уже не весело. Единственное, что мы успели  сделать в этой ситуации – это сесть у отбойника, укрыться велочехлом и ждать. А град усилился, больно бил по спине, по голове (шлема же не было на голове!),  как будто молоточки колотят по телу. Дорога за несколько минут покрылась толстым слоем града, на противоположной стороне дорожного полотна потекли ручьи, а мы сидим как мешок с мусором на обочине, и никуда не можем деться.  Минут через 20 град закончился, но ехать вниз было невозможно, дорога в снегу, скользко, и очень холодно. Так что какую-то часть мы прошли пешком вниз.  Вся дорога засыпана камнями, небольшие обвалы.  Едешь на велике, и со склоны на глазах осыпаются, страшно.  Хорошо, что мы переждали бурю и не ехали. Тут очень просто оказаться сбитым валуном.

 

 

5. Тучи на перевале

 

6. На заднем планет – плато Бермамыт

Саша ждал нас внизу, у реки Малка, основную бурю он переждал под велосипедом, но все же ехал под дождем и градом, замерз и промок до нитки. Под мостом притаились невидимые вагончики с отдыхающими, где мы попили горячего чая с лакумами (жареное тесто), переоделись и вообще, немного пришли в себя.

7. Лакумы и горячий чай в вагончиках

 

8. Остатки града

 

9. Мост через Малку. Домики, где мы пили чай – у реки возле старого моста.

 

Серпантин с перевала. Раньше не было этого серпантина, грунтовка шла напрямик вдоль деревьев. Не каждая машина могла подняться по такому подъему, поэтому к этому участку дороги прилагался Газ-66, который тягал машины вверх. За сохранность бамперов и капотов он не отвечал.

После моста через Малку остался еще один подъем около 300 метров по высоте, по очень крутому уклону. Дорога вся усыпала слоем камней разной величины, только что осыпавшихся со склона.  Непростая дорога. Мало того, что ее стоило больших трудов построить, но и после каждого большого дождя бригада дорожных рабочих должна приезжать сюда из Кисловодска и расчищать дорогу.

10. Осталось совсем немного до Джилы-су

 

11. Отдыхающие на прогулке. Конец дороги

И вот мы приехали. Конец дороги. На шлагбауме импровизированный пропускной пункт, где берут по 100 руб
чел в качестве экологического сбора. Вагончики, машины с палатками, не очень уж много для такой территории. Многочисленные будочки-туалеты, еще дальше на 500 метров, и здесь дорога окончательно заканчивается у группы домиков.
Мы поставили палатку в долинке “Зубы дракона”, классное место, много свободных мест. И пошли мокрые гулять по ближайшим окрестностям. С высоты нашей стоянки видно, как люди ходят туда-сюда по дороге, как на курорте, идут к нарзанам пить порцию целительной воды. Да это и есть курорт, неофициальный, люди приезжают сюда уже много десятилетий, пьют воду, купаются в нарзанной ванне, возможно, выздоравливают, возможно и нет. Но в любом случае, такое длительное 10-ти дневное пребывание на природе любому пойдет на пользу. Может вода и не помогает, зато точно помогают прогулки по горным тропам, променады к нарзанам, свежий горный воздух. И люди возвращаются с Джилы-су отдохнувшими и почти здоровыми. Благодатное здесь место, красивое, мощное. Мне было бы здесь не скучно и 10 дней провести. Есть где погулять, что посмотреть.

12. Тропинка к нарзанной ванне и покосившийся мостик через речку.

 

13. Нарзанная ванна – она единственная в Джилы-су. У нее хитрая система работы. С 10-ти утра ванну затыкают и она заполняется водой. Существует время купания для мужчин и для женщин, и так до 5-ти часов вечера. Потом воду спускают и вместо воды там углекислый газ, тоже, говорят, целебный. Он такой мощный, что если наклониться попробовать температуру воды и при этом вдохнуть, то можно и не встать, эффект очень неожиданный. Я пробовала не вдыхать, но тогда этот газ сам проникает в ноздри, в глаза, и становится как-то странно.

 

14. Водопад Султан. Это уже речка Кызылкол, которая впадает в Малку.

 

15. Газ-66, оборудованный под туристический вездеход, он же и кухня и палатка. Встали на самом живописном месте в долине

 

16. Мощный водопад после дождя

 

17. Вот так выглядит курорт Джилы-су. Здание – вроде принадлежит президенту Кабардино-Балкарии. Дорога вверх – это дорога на Тырныауз, по которой мы поедем завтра

 

18. Нарзанная ванна с высоты

 

19. Ручей

 

20. Внизу видно мостик через реку, сейчас он покосившийся и пешеходный, но до 2006 году через мост проходила автомобильная дорога и доходила через перевал Калэшик до поляны Эммануэля, где и заканчивалась. Но в 2006 году прорвало ледниковое озеро на северо-восточных склонах Эльбруса и селевой поток дошел до Джилы-су, разрушив и мост и постройки. Случилось это 11 августа 2006 года в 4 утра, когда в ваннах никого не было, поэтому человеческих жертв не было.

 

https://cyberleninka.ru/article/v/selevye-potoki-po-rr-kara-kaya-su-i-birdzhaly-su-v-kabardino-balkarii-sravnitelnyy-analiz-proshloy-i-noveyshey-istorii  – статья в газете о селевом потоке в Джилы-су

 

Продолжение следует. Полудневка в Джилы-су, дождь, дорога в Тырныауз

Series Navigation

<< Вело-Кавказ. Часть 4. Дорога в Тырныауз, перевал ШаукамВело-Кавказ. Часть 2. Хасаут, дорога Кисловодск – Джилы-су. >>

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.