This entry is part 5 of 5 in the series Вело-Кавказ 2019

День 6

После моста через речку Ташорун спуск еще продолжается до высоты 2350 м, а потом 400 метров набора на перевал Джаурген (название посмотрела только что).  С перевала 2 дороги, одна из которых ведет на металлургический комбинат, а другая – через кошару. Решаем ехать через комбинат, как по известной дороге (хотя ребята хотели спускаться через кошару)

Хребет Ташорунбаш

 

 

 

Недалеко от нас была кошара

 

“Дикий коза” – там нам сказал проезжающий мимо пастух. Серна

 

Подъем на перевал 2800, вид на долину реки Ташорун

 

В облаках видна скала “Тещины зубы” (слева) Правильное название горы – Науджидза Высота 2948 м. В переводе с балкарского это название означает “Старушечьи зубы”

 

Вид с перевала Джаурген. Тырныауз внизу и по зеленому склону вьется дорога через кошару.

 

Мы немного в облаках. Видно дорогу через кошару, по которой хотели ехать ребята. Мы же едем через комбинат

 

Вся гора изрезана рабочими дорогами и шахтами. И где-среди этого лабиринта дорога – наш спуск

 

Спуск с перевала в Тырныауз аж 30 км! Плавные серпантины, более-менее хорошего качества дорога, с камнями, лужами, иногда с бродами. Такие длинные спуски нечасто встретишь, у меня несколько раз за спуск немели руки и даже стопы ног, приходилось останавливаться. Чем ниже – тем жарче воздух. Общий сброс высоты от перевала до Былыма (10 км ниже Тырныауза по дороге) составил 1800 метров! Все, что набрано с таким трудом… Но на то они и горы, чтобы подниматься и спускаться.

 

 

Загогулины серпантинов

 

При строительстве шахтерских дорог происходит такие осыпи

 

Вид на Тырныауз

С высоты хорошо видно большое количество многоэтажек в этом компактном городке, зажатым между бортами Баксанской долины. Но спустившись ниже обнаруживается, что все эти многоэтажки пустуют, а центр города в запущенном состоянии из серии “назад в СССР”. Раньше градообразующим предприятием был Вольфрамо-молибденовый комбинат, который печально закончил свое существование в 1995 году. Сейчас по дороге мы встречали несколько грузовиков и Уазов, но как нам сказали местные жители, это геологи, которые активно ведут разведку на предмет золота и сурьмы.

А вот краткая история Тырныаузского комбината, из которой легко проследить развитие от расцвета до упадка. Информация с этого сайта Также на сайте очень хорошие фотографии разных лет, показывающие состояние комбината сейчас и “До”. Статья написана в 2012 году, сейчас состояние еще хуже.

В 1934-м геологи под рук-вом Б.Орлова обнаружили в этих местах залежи молибденита. 
В 1935-м разведка гор продолжилась, в 1936 году геологи обнаруживают вольфрам. Выходы руды на поверхность найдены на горной вершине свыше 3 километров от уровня моря.
В 1937-м Наркомтяжпром СССР издает приказ по строительству рудника и обогатительной фабрики. У реки Баксан на месте балкарского села Кирхожан строится поселок Нижний Баксан, а на высоте 2700 метров возникает поселок строителей “Горный”.

В 1940-м Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат (ТВМК) введен в строй. 
В 1942-м (в сентябре) рабочие комбината эвакуированы в связи с наступлением немцев, а комбинат уничтожается серией взрывов.
В 1945-м (в январе) возвращенный к жизни комбинат вновь вступил в строй. Добытая руда идет на военное производство, молибден используется для легирования сталей, а вольфрам в качестве основы тяжёлых сплавов, идущих для артиллерийских снарядов.
В 1955-м Президиум ВС РСФСР переименовывает Нижний Баксан в город Тырныауз, его численность составляет 12 тысяч жителей. 
В 1959-м начинается строительство объектов всесоюзной базы горнолыжного спорта, туризма и альпинизма “Приэльбрусье”.
В 1961-м жители поселка Горный переселяются в квартиры в Тырныаузе, а на высоту, к подземному руднику “Mолибден” их поднимает канатная дорога. 
В 1968-м в дополнение к подземному руднику открываются открытые карьеры “Bысотный” и “Mукуланский”.
В 1978-м входит в строй новый производственный пусковой комплекс, в составе ТВМК свыше сотни сооружений, работает известковый завод, низковольтной электроаппаратуры, силикатного кирпича, железобетонных изделий.
В 1986-м начинается реконструкция комбината для добычи руды мощностью 10 млн.т. в год (4 млн.т. приходится на подземные рудники). Возводятся микрорайоны с 9- и 14-этажными жилыми домами. 
В 1989-м численность Тырныауза составляет 30 тысяч человек, добыча руды составляет до 7 тонн в год.

В 1993-м падает число оборонных заказов. Добыча руды составляет 1,1 млн.т, себестоимость производства высока, а мировые цены – уменьшаются.
В 1994-м упраздняется отдел охраны окружающей среды. 
В 1995-м прекращается разведка новых запасов руды. 
В 1998-м правительство РФ передает комбинат в республиканскую собственность. 
В 1999-м на комбинате появляются бизнесмены с лицензиями, выданными Лицензионной палатой КБР на заготовку металлолома. Почти все карьерное оборудование остановленного рудника открытых работ разрезано на металл и вывезено за пределы республики. Балансовые убытки комбината составляют 9 млн. рублей.
В 2000-м Тырныауз накрывает сель, проводятся восстановительные работы, убытки комбината составляют 34,6 млн. рублей.
В 2001-м задолженности по зарплате превышают 24 млн. рублей. Комбинат объявляется банкротом. Это негативно сказывается на других предприятиях отрасли. Например, расположенный в 90 км от ТВМК завод “Гидрометаллург”, который ранее перерабатывал сырьё из Тырныауза, чтобы избежать банкротства, вынужден завозить сырье с Дальнего Востока и Сибири, где добыча, по пессимистичному прогнозу, может прекратиться в ближайшие годы. А между тем запасы вольфрама в Тырныаузе составляют 50% от всех запасов в РФ.
В 2003-м служба судебных приставов арестовывает имущество комбината. Арестованное оборудование продается по бросовым ценам, например, 85 единиц оборудования ремонтно-механического завода проданы за 1,75 млн. руб. при фактической стоимости в 20 млн. руб. В городе растет социальная напряженность, численность населения Тырныауза к 2011 году сокращается на треть.
К 2012-му оборудование на комбинате полностью разукомплектовано, распродано в счет долгов или разворовано, юридические лица ликвидированы.
Каждые несколько лет возникают проекты реконструкции предприятия, ценой от 2 до 8 млрд. рублей (с добычей 2 млн тонн с рентабельностью выше 20%), но пока это остается лишь словами.

 

Вишня в Былыме

 

От Тырныауза до Былыма мы быстро пролетели 10 км под горочку, вспомнив, как же это легко и просто катиться по асфальту. От Былыма начинается подъем на перевал, который отделяет Баксанскую долину от Чегемской. Перевал невысокий, всего 1900 метров высоты, но и набрать на него нам нужно 900 метров.  Это было бы реально сделать в этот день, если бы не дождь, который начался в 5 вечера и шел около часа.  С дороги спрятаться было некуда, по обочинам растут большие кусты и трава по пояс, поэтому печально укрывшись велочехлами, мы смирно стояли на обочине, как лошади во время дождя, которым негде укрыться. Вдвоем под чехлом намного теплее, но тем не менее все равно промокаешь сильно.  По дороге текут грязные потоки и мы продолжаем подниматься на перевал, уже пешком, тк уклон стал довольно крутым.

На перевал в мокром состоянии не хочется лезть,  холодно будет спускаться. А хороших ровных мест на подъеме нет ну совсем ни одного.  В итоге находим более-менее подходящую площадку с травой по пояс, и ставим там  палатку. Воды в округе тоже нет, но повезло, что проезжал туристический джип,  ребята из которого дали нам вдоволь воды, так что место для лагеря получилось вполне уютным. Если бы не джип, пришлось бы черпать воду из грязных дорожных ручьев.

Недалеко от Былыма вдоль реки Кестанты

 

Место ночевки под Скалистым Хребтом

 

Вид с места ночевки. Скала “Тещины зубы” и хребет Алмалы

 

Не знаю, как называется эта гора

 

Место, возле которого мы ночевали. А хребет так и называется – Скалистый

 

Последний “торчок” на перевал

 

Спуск в Чегемское ущелье

 

Хребет Скалистый

 

Доехали до трассы вдоль реки Чегем

 

От места, куда мы выехали на трассу до Чегемский водопадов еще 7 км. Самих водопадов кот наплакал, воды нет почти, только мокрая скала, куча людей и всякой еды и сувениров. В первой же кафешке, находящейся в уютной скальной полке, съели по форели по 200 рублей и поехали вниз по Чегемскому ущелью.  Оставшиеся 47 км до Нальчика преодолели на несколько часов, вот что значит дорога вниз. И в 4 дня мы удачно сели в проходящий автобус Махачкала-Кисловодск и за 500 руб за 3 человека и 3 велика доехали до Кисловодска.

Несмотря на обилие транспорта в сторону Кавминвод, весь транспорт маленький типа маршруток и нам с велосипедами не подходил. Так что с автобусом нам просто повезло.

В Кисловодске снова дождь, как нам сказали, он и не прекращался все эти дни.

Наш маршрут – это только небольшая часть траверса ГКХ, который можно проехать в седле велосипеда. 

После Чегемского ущелья  – село Эль-Тюбю,  перевал  в Безенги,  в Верхнюю Балкарию, а дальше еще интересней.  Перевал Курноят, река Псыгансу, пер. Хазнывцек, село Ташлы-Тала, и так дальше до Ингушетии.  Оставим этот маршрут на следующий раз. 

 

Малый Чегемский водопад

 

Series Navigation<< Вело-Кавказ. Часть 4. Дорога в Тырныауз, перевал Шаукам