- Автопутешествие по Юго-Западной Турции, Часть 2. Остров Кекова
- Автопутешествие по Юго-Западной Турции, ноябрь 2023. Часть 1. Кемер, Чиралы, Караоз
- Автопутешествие по Юго-Западной Турции, Часть 3. Каш-пляж Патара-Фетхие
- Автопутешествие по Юго-Западной Турции, Часть 4. Окрестности Олюдениза и озеро Койджегиз
Первый опыт автопутешествия в моей жизни. Все предыдущие 20 лет перемещения по миру были либо на велосипеде, либо пешком. И вот пришло время путешествовать, как все. Не могу сказать, что это лучший способ путешествия, но с ребенком уж точно самый оптимальный вариант. Хотелось, чтобы все остались довольны – и родители красоты посмотрели, и ребенку не было скучно. Но конечно, никак не сравнить путешествие на машине и на велосипеде. Ведь на машине вся красота дороги остается “за кадром”, мгновенно пролетает за окном. И как бы не хотелось остановиться, выйти из машины, посмотреть на дорогу медленно и вдумчиво, но так никогда не получается, вжик и уже проехали красивое место. С велопутешествия все мои фотографии – это дорога с велосипедистом, в разных ее проявлениях. А в путешествии на машине все фотографии – это достопримечательности. То есть едешь от одной достопримечательности до другой, минуя саму дорогу. Чтобы добавить в нашу поездку элемент похода, мы часто останавливались на ночевку в палатке. Но и для экономии денег тоже.
Минусы путешествия по Турции в ноябре – очень короткий световой день – закат в 6 вечера, мы никогда не успевали встать до темноты. Для поиска диких мест для ночевки пользовались приложением iOverlander, где другие автолюбители делятся своими местами ночевок с кратким описанием места с координатами. Только таким образом мы в темноте могли найти место для лагеря. И если на побережье температура ночью не опускается ниже 18-ти градусов, то ближе к центру страны – ночью было уже 6-8 градусов и без костра ночевать в такую погоду совсем уныло, поэтому мы останавливались в гостиницах.
Два раза вечером к нам приезжала полиция. Один раз нас совсем прогнали со стоянки, пришлось в 9 вечера собирать лагерь и переезжать. Второй раз поинтересовались, что это мы делаем в лесопосадке, попросили не разводить костер, но с палаткой стоять разрешили. Это еще минусы путешествия на легковой машине с палаткой – припаркованная ночью машина и палатка рядом часто вызывают интерес полиции. А вот автодома, фургоны – им стоять можно, никто их не трогает.
У меня конечно был план-максимум по Турции, и мы старались его придерживаться, но первую неделю нас приковало к себе лазурное средиземноморское побережье Ликийского полуострова, мы ходили на дикие пляжи, купались, купили маску с трубкой, круг для Мирона, и он впервые за свои 3 года зашел в воду и даже плавал с кругом. На море жизнь замедляется, мы проезжали по 40 км в день, бродили по маленьким приморским городкам, и весь мой план-максимум накрылся. Но тем не менее все-таки многое удалось посмотреть.
Каждый день мы переезжали, каждая ночь – в новом месте. Это и динамично и интересно с одной стороны, но с другой – ощущается как бесконечная гонка, где мы все время опаздываем, не успеваем что-то посмотреть, спешим. Ну и конечно же маленький ребенок сильно замедляет передвижение. Мирон не понимал, куда и зачем мы все время едем, первое время говорил – Хочу домой в Тбилиси, потом, садясь в машину – Куда едем, потом -хочу домой в отель. Но все места, где мы были, все музеи, пляжи – все ему нравилось.
Поразили меня цены на входные билеты в музеи в Турции. Не только в музеи, но и на природные достопримечательности. В большие музеи цена -28 долларов, в музеи поменьше – 10-15. При этом еда в супермаркете в 2 раза дешевле, чем в Грузии, еда в кафе – тоже дешевле аналогичных блюд в грузинских ресторанах. Но на музеях можно разориться. Но и не ходить в музеи тоже невозможно – уж очень есть интересные, да и смысл тогда в чем: просто ехать по дороге?
Проехали по южной части Турции 2800 км на арендованной машине. 4-19 ноября
Аренда в Анталии localrentcar – 15 дней 309 евро, машина Fiat Egea автомат. Расход по итогу путешествия 5.2 л/100 км
Маршрут: Тбилиси-Анталия-Тбилиси перелет
Анталия – Кемер – Караоз – Кекова – Каш – Фетхие – Олюдениз – озеро Кейджегиз – озеро Баффа – Сельчук (Эфес) – Денизли (Памуккале) – озеро Сальда – озеро Эгирдир – озеро Бейшехир – Конья – Аксарай – Каппадокия (Учхисар, Гореме) – Мерсин – Аланья – Анталия
День 1 4.11.23 Кемер, отель
День 2 5.11.23 Кемер – Чиралы, ночевка в палатке у огней Химеры
День 3 6.11.23 Чиралы – Караоз, ночевка в палатке недалеко от Караоза
День 1 – Анталия – Кемер
Прилетели в Анталию утром, здесь же в аэропорту взяли заранее забронированную машину напрокат, и уже около 10-ти утра выехали из аэропорта. По пути заехали в ближайший Декатлон за газом и еще чем-нибудь полезным, например, пуховкой, но пуховок не было. Понятно, что в южной части холодов не ожидается, но в центральной ночи будут уже холодными.
В Анталии заехали в парк посмотреть на знаменитый водопад Дюден, падающий прямо в море. Его видели при посадке еще из самолета.
Поехали в сторону Кемера (70 км от Анталии). И вроде целый день еще впереди, можно было по пути сходить в каньон Гойнюк, но очень хотелось спать после бессонной ночи, и ни в какие каньоны уже совсем не хотелось. Поэтому забронировали дешевый отельчик в Кемере и поехали заселяться. Как потом выяснилось, там был лучший завтрак за всю нашу поездку по Турции, несмотря на невысокую цену (27 евро).
Только вечером перед закатом вышли на улицу, пройтись к морю, в стороне от городских пляжей. Прошлись вдоль узкого канала, плотно запаркованного прогулочными и рыбацкими лодками. Пляж как пляж – ничего особенного, купать не хочется, солнце село, поэтому пошли на ближайшую гору по тропе, где на карте указано “Хороший вид на Кемер”. Конечно же шли в темноте и Кемер лицезрели ночной, в огнях и с повисшей над горами тучей.
Еще в Кемере хорошая большая детская площадка, Мирон с удовольствием там полазал на всяких горках.
День 2 Кемер – Чиралы
Как обычные туристы, мы должны посетить все достопримечательности по пути, и мы поехали немного обратно по дороге в каньон Гойнюк, через него проходит и знаменитая Ликийская тропа, и просто можно прийти прогуляться туда-сюда. Вход платный, 90 лир (4 доллара) – за эти деньги вы просто идете по грунтовой дороге 2 км вдоль борта ущелья с речкой внизу до узкой скальной теснины и обратно. Ничего интересного, просто дорога в горах. А вот сама скальная теснина уже представляет интерес. Но туда можно попасть либо взяв прогулку на рафте, либо другую более активную экскурсию – вплавь в гидрогостюмах. Мы как раз и купили прогулку на рафте, которая включает в себя проезд до самого каньона на джипе (1,5 км) и 15-ти минутную прогулку на надувной лодке 200 метров одну сторону. Мало и дорого (25 долларов). Но красиво. Почти как каньонинг в Иораднии, только скалы здесь серого цвета. Мирон ни в какую не хотел одевать сняряжение, и всю прогулку сидел надутый с видом “зачем это все мне надо”. Если бы не ребенок, можно было бы и в гидрокостюмах проплыть каньон, и потом пешком подняться еще выше по реке, что было бы гораздо интереснее.
Едем дальше – Чиралы
Изначально у меня было запланирован поход с ночевкой по участку Ликийской тропы – из Текирова в Чиралы (20 км), но как всегда победила лень, и я упросила задачу, решив прогуляться из Чиралы радиально (туда-обратно) до ближайших пляжей.
Еще в Чиралы есть супер достопримечательность – огни Химеры. По сути это природный вечный огонь – выходы газа на склоне горы из трещин в породе. Идти туда лучше всего в темноте, чтобы во всей красе увидеть огонь. Еще лучше взять с собой что-то пожарить на палочке – сосиски или маршмелоу. Но мы ничего не купили и пошли просто так.
Вход конечно же платный, но не дорого, около 1 доллара. Опять же – здесь тоже проходит Ликийская тропа.
Ночевали просто на обочине в палатке, недалеко от входа на Огни. Жгли костер.
День 3 Чиралы – Караоз
Пошли в пешую прогулку на пляжи. Как для ноября, то очень жарко, температура воздуха под 30 градусов, идешь-потом обливаешься, а кто-то еще и Мирона несет за спиной. Местность, конечно же, похожа на Крым, на Инжир и Балаклаву, но все масштабнее, расстояния больше, пляжи длиннее и море другого цвета – лазурное, прозрачное.
На первом пляже искупались, потом через небольшой перевал – еще один пляж, потом еще один – огромный, с руинами Хромовой шахты.
Вид моря и пляжи завораживают, не хочется уходить, просто хочется бесконечно смотреть на море, не обязательно на берегу, а сверху. Но надо возвращаться и ехать дальше.
А после Чиралы мы поехали в поселок Караоз, это в стороне от основной трассы, но у меня была идея – сходить по тропе на маяк на мысу, с которого видны острова в море. Поэтому и ночевать хотели поближе к маяку. В Караозе просторный городской пляж, пустой в ноябре, мы там наконец пообедали на скамейке, и обед наш оказался сразу и ужином, потому что стоянку мы нашли в 2-ух км от села возле грунтовой дороге, ведущей к маяку. Место красивое, с видом на море, в сосновом лесу. Мы конечно же жгли костер, и вечером в 9 часов к нам приехала полиция и выгнала нас с этого места. Пришлось собирать лагерь и переезжать в темноте.
К счастью, недалеко от поселка в другую сторону от маяка были места для кэмпинга у моря, туда мы и поехали. И там место оказалось еще лучше – плоские стоянки и для машины и для палатки, и что самое важное – чисто, что очень редко для Турции, 2 родника, туалет и хороший спуск к морю. Кроме нас там была еще только 1 машина. Утром пошли купаться на пляж и поехали дальше. Ни на какой маяк мы не пошли.